Городская ратуша Кёльна

Городская ратуша Кёльна
Rathaus Köln, Foto: © Александр Островский / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0

Городская ратуша Кёльна (Rathaus Köln)

Кроме Кёльнского собора и Большого Санкт-Мартина есть в городе Кёльне ещё один, не менее важный и значимый архитектурный объект — Городская ратуша Кёльна.

Изначально постройка представляла собой только здание ратуши (1330 год), рядом с которым позднее построили готическую башню высотой 61 метр, украсив её скульптурами… Её символический смысл нельзя недооценивать, она уникальна большим количеством скульптур (124), в каждой из которых представлен конкретный исторический персонаж.

Знаменитые кёльнцы на башне ратуши

Городская ратуша Кёльна
Rathaus Köln, Foto: © Raimond Spekking / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0

Дело в том, что во всех Средневековых городах такая башня с дозорным пунктом наверху и с набатным колоколом, созывавшим горожан на вече, олицетворяла городскую вольность и солидарность. А представьте себе Кёльн, который около 500 лет! находился во власти архиепископов…

Когда же в начале XV века над религиозными властями одержали победу объединения ремесленников и граждан, Кёльн стал свободным имперским городом. Тогда его жители и начали строить эту ратушную башню, как новый символ свободного города под самоуправлением. В 1414 году, закончив строительство башни, её украсили скульптурами известных личностей, связанных с историей Кёльна.

В чем же символизм?

Городская ратуша Кёльна
Rathaus Köln, Foto: © Raimond Spekking / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0

О том, сколько было скульптур изначально, и из какого материала были они созданы, сведений не осталось. Известно только, что они были установлены по определенной системе. Фасад первого этажа башни украшали императоры, короли, римские папы. С первого по третий в хронологической последовательности следовали важные для истории Кёльна персонажи. А на четвёртом этаже были святые и покровители города.

За всю историю Кёльнская ратуша и скульптуры на башне претерпели не одну эпопею изменений. Почти 300 лет спустя, полностью выветренные фигуры первого поколения были сняты. А ещё через 80 лет были установлены 81 новых, сделанных из песчаника. Эти простояли только 20 лет, после чего были заменены на более стойкие, из ракушечника. Во время бомбардировок Второй мировой войны здание ратуши и башня были разрушены до основания. В 1950-х годах построили современное административное здание, а башню начали строить по старым чертежам, облицевали твердым натуральным камнем, и к 1975 восстановили полностью, но … без скульптур.

124 фигуры из вулканического камня (привезенного специально из Айфеля), были установлены только в 90-е годы. Для большей прочности все фигуры тогда полностью покрыли акриловой смолой (видимо, решили сделать работу 1 раз, но на века). Однако, в погоне за прочностью, скульпторы не учли другие свойства акрила. За короткое время покрытие под действием солнца, влаги и воздуха растрескалось, и фигуры приобрели непрезентабельный вид. Только 10 лет спустя, в ноябре 2008 года были установлены новые скульптуры. На этот раз решили ничего не выдумывать. Фигуры сделали из французского известняка, камня, который успешно использовался для изготовления скульптур ещё со времен Римской империи…

Кёльнцы любят свой город, и постарались украсить башню всеми знаковыми персонажами, которые способствовали процветанию Кёльна в разные времена истории. Наверное, не забыли никого. В Википедии есть даже специальная страница со списком всех 124 скульптур башни, с фотографиями и описанием каждого отдельного персонажа…

Можно часами стоять у башни ратуши и рассматривать скульптуры. Вот только, чтобы их внимательно рассмотреть, нужно прийти сюда с биноклем, иначе деталей не увидишь. Именно поэтому, мало кто из кёльнцев знает, как выглядят отдельные персонажи на башне. А тем более, что хотели донести будущим поколениям средневековые скульпторы, изобразив под фигурой Герхарда Унмазе (первого кёльнского бизнесмена XII века) — трёх обезьян, под фигурой живописца Штефана Лохнера (прозванного Кёльнским) — поросёнка, а под фигурой Конрада фон Хохштадена — мужичка, который занимается сексуальным самоудовлетворением. Самое смешное, что этот шедевр средневековых шутников-скульпторов украшает башню ратуши несколько веков, а «обнаружили» его совсем недавно.

Чем же интересны эти скульптуры на башне Кёльнской ратуши?

Городская ратуша Кёльна
Rathaus Köln, Foto: © Raimond Spekking / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0

28 марта 2019 года англоязычный канал в твиттере под одиозным названием «Whores of Yore is on Strike» выдал такой текст: «На стенах Кёльнской ратуши, под большой статуей архиепископа Конрада фон Хохштадена, спрятана скульптура, изображающая мужчину, который делает оральный секс с самим собой. Она датируется 1410 годом, и никто не знает, почему она там». Естественно, к тексту была приложена фотография. Некоторые, прочитав скандальное название этого твиттер-канала («Бывшие шлюхи бастуют»), приняли публикацию за 100% фейк. Но, всё равно она молниеносно разнеслась по интернету. За короткое время её перепостили аж 39400 раз.

Проверив достоверность информации, сенсацию подхватили и авторитетные немецкие медиа-порталы. «Сексуальный мужичок стал всемирно известным. Это спрятано под фигурой на Кельнской ратуше» (BILD) «Брюки — вниз, задницу — вперед. Догадки о непристойной фигуре на башне мэрии Кёльна.» (Rheinische Post). 

Городская ратуша Кёльна
Rathaus Köln, Foto: © Raimond Spekking / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0

В местной прессе назвали «это» порнографическим актом, и то ли в шутку, то ли всерьёз задали читателям риторический вопрос: «как такое может быть, что этот маленький каменный человечек в непристойной позе, смотрит свысока на туристов, прохожих и даже …на свадебные пары, которые только что сказали друг другу своё «да».

Но, ценители искусства и знатоки сексологии не узрели в фигуре ничего аморального, отметив лишь безукоризненную гибкость средневекового «гимнаста» и вспомнив, что на профессиональном жаргоне сексологов речь идет об аутофелляции. А «это» согласно «Отчётам» знаменитого американского сексолога Альфреда Кинси, реально способны осуществить лишь 2—3 мужчины из тысячи!
Так что на башне ратуши изображен уникальный мужичок. Но, как знать. Может, во времена Средневековья таких было немало?!

Перейдём к главной загадке: что сие означает или «почему оно там?» (в смысле, эта скульптура), и заодно: почему она была помещена именно под статуей Конрада фон Хохштадена? Начнем со второго:

Гохштаден был архиепископом, положившим первый камень в основание Кёльнского собора. А ещё он был одним из самых жестких и авторитарных правителей Кёльна долгой 500-летней эпохи архиепископов. Пытаясь узурпировать и без того сильную власть церкви, он вступал в стычки с соседними светскими правителями, требовал беспрекословного подчинения от горожан. Словом, надо так понимать, что когда Кёльн стал свободным имперским городом, и горожане, построив свой новый символ — башню ратуши, принялись устанавливать фигуры, то они просто «отыгрались» на представителе церковной власти.

Но, почему ловкого «сексуального гимнаста» установили именно под Гохштаденом? Может это намёк на не целомудренную жизнь архиепископа или даже на его экстраординарные способности? Но, скорее всего, нет. Свободные горожане просто хотели показать патрициям именно те части тела, которые заметны у мужичка под фигурой Гохштадена, давая понять, что ни мораль, ни порядки церковных властей для народа больше не имеют значения.

«Тогда это был очень популярный мотив, на который новая власть свободного Кёльна не обращала особого внимания, как и на сатиру карнавала», — говорит бывший городской куратор Ульрих Крингс. «Это просто забавная провокация», — резюмирует архитектор Барбара Шок-Вернер. — «И чрезмерно её интерпретировать не стоит».

В общем, эта вызывающая фигура под Хохштаденом — объект очень символичный, как впрочем, и вся ратушная башня Кёльна.


Экскурсии по Кёльну

Кёльнский собор
Кёльнский собор
Церковь Большой Санкт-Мартин (Кёльн)
Церковь Большой Санкт-Мартин
Мост прусских королей Гогенцоллернов (Кёльн)
Мост прусских королей
Церковь Святой Урсулы (Кёльн)
Церковь Святой Урсулы
Культовая архитектура Кёльна
Культовая архитектура Кёльна
Голова Гюлиха и Дом Фарины (Кёльн)
Голова Гюлиха и Дом Фари́на
Памятники и фонтаны Кёльна
Памятники и фонтаны Кёльна
Музеи Кёльна
Музеи Кёльна
Пивоварни Кёльна
Пивоварни Кёльна
Айгельштайнские Ворота (Кёльн)
Айгельштайнские Ворота
Достопримечательности Кёльна
Достопримечательности Кёльна