Большой Санкт-Мартин (Groß St. Martin)
Большой Санкт-Мартин — в X столетии на этом месте находился бенедиктинский монастырь. Но, после того, как он в 1150 году сгорел при сильном пожаре, было начато строительство новой церкви в романском стиле. Церковь открыли спустя 70 лет, назвали «Большой Санкт-Мартин» и сделали главным храмом бенедиктинского аббатства.
В течение всей последующей истории, после пожаров и бурь храм многократно перестраивался. В 1460 году шпиль его башни был перестроен в готическом стиле. В начале XVIII века внутреннее убранство оформили в стиле барокко, а в конце XVIII — к барокко добавили набирающего моду классицизма.
В годы Второй мировой войны, при массированных авианалётах союзников, башня и стены нефа церкви были разрушены. А последняя бомбардировка 1945 года причинила Санкт-Мартину самые большие убытки. Когда через 4 дня в Кёльн вошли американские войска, то над разрушенным на 95% городом возвышались только Кёльнский собор и руины башни Большого Святого Мартина. После войны велись разговоры о том, чтобы оставить церковь в руинах как памятник жертвам нацизма. Однако, всё же решили её восстановить, и в 1985 году открыли для посетителей.
Сегодня Большой Санкт-Мартин представляет собой полную копию древней церкви. В его архитектуре соединяются сразу три стиля: готика, барокко и классический византийский стиль. Наверное, поэтому с первого взгляда храм напоминает замок. Внутреннее убранство отличается скромностью, чего не скажешь о внешнем виде храма. Он впечатляет!
А теперь о том, что общего между Санкт-Мартином и Кёльнским карнавалом:
Храмовый праздник Большого Санкт — Мартина (Martinstag) — это 11 ноября, день смерти святого Мартина из Турса, в честь которого назван храм. И этот же день, «11.11» — магическое число карнавала, день его открытия.
Но, какая же связь между этими событиями?
Единственное объяснение, которое можно хоть как — то запихнуть в рамки логики, звучит так: день открытия карнавала 11.11 «привязан» ко дню смерти Святого Мартина и разрешён католической церковью, поскольку (а сейчас внимание) …этот день — последний, когда ещё можно пить, есть мясо и веселиться перед началом рождественского поста. Причём, как-то так «случайно» вышло, что Martinstag радостно празднуют не только католики, но и протестанты. Однако, они чествуют другого, своего Мартина (отца немецкой Реформации Мартина Лютера), который родился 10 ноября, а был крещён 11.11. Таким образом 11.11 и католические детишки (поминающие Мартина Турского, почившего в Бозе 11 ноября 397 года) и протестанские (чествующие Мартина Лютера) шествуют вместе по улицам с фонариками и песнями. А в это время их родители радостно карнавалят в кнайпах, пьют пиво и едят жирных мартинских гусей.
Кто же такой Святой Мартин, и за что его так почитает католическая церковь?
По легенде, прежде чем стать монахом, Мартин был римским офицером, и однажды зимой он, разорвав свой плащ, отдал его половину совершенно раздетому человеку. Естественно, о том, почему человек был голым посреди зимы, легенда умалчивает, как и о том, зачем было рвать плащ на две части (ни себе, ни людям) Но, как-бы там ни было (скорее всего это просто необходимая «яркая» аллегория ), но за эту редкостную доброту и заботливость Мартин получил прозвание Милостивого. Та же легенда говорит, что он был покровителем нищих, военных, а также домашних животных и птиц. Хотя, последняя из доблестей Мартина не совсем стыкуется с другой легендой: «во время одной из проповедей Св. Мартина, находящиеся рядом гуси подняли шум, и Мартин… приказал сделать из них жаркое. С тех пор на 11 ноября в немецких семьях запекают гуся и подают его в память о Милостивом святом Мартине…