Памятник Бетховену (Beethoven-Denkmal)
В Бонне уже 10 памятников Бетховену, но этот — самый главный, и не только в этом городе! Именно этот образ Бетховена стал наиболее распространённым, каноническим… Установлен на площади Munsterplatz перед зданием нынешнего главпочтамта, расположенного во дворце Фюрстенберг (Ffirstenberg). Он был, фактически, подарен городу поп-звездой того времени, Францем Ференцем Листом.
В цоколе памятника замурованы в свинцовом ларце партитуры 9-й симфонии и Торжественной мессы, а также документ, подписанный высокопоставленными особами при открытии памятника. Памятник создал немецкий скульптор Эрнст Хёнель (Ernst Julius Hähnel). И это был первый монумент, установленный в родном городе Бетховена. Открыт 12 августа 1845 года — к 75-летию композитора.
Идея поставить памятник появилась ещё при жизни композитора, в 1828 году. 17 декабря 1835 года специально созданная «Боннская Ассоциация по возведению памятнику Бетховена», возглавляемая Августом Шлегелем (August Wilhelm Schlegel), объявила о начале компании по сбору средств. Но сбор денег шёл плохо. Это не удивительно — в те времена в Германии и Австрии ставить памятники деятелям культуры было ещё не принято. «Они собираются на какие-то жалкие гроши поставить памятник нашему Бетховену! Это просто возмутительно! — писал Франц Ференц Лист (Franz Liszt). — Этого не будет!». И не просто писал — в 1839 году он внёс крупную сумму (10.000), которая решила вопрос. Лист также напислл к открытию памятника специальную кантату (Festkantate zur Enthüllung des Beethoven-Denkmals in Bonn). Внесли свою лепту также композиторы Роберт Шуман (Robert Schumann) и Феликс Мендельсон (Felix Mendelssohn).
Хенель создавал лицо Бетховена по посмертной маске композитора, стараясь придать его простоватому лицу величественность — так за Бетховеном закрепился именно этот мрачный образ: сдвинутые брови, плотно сжатые губы, напряжённое лицо. Хотя, говорят, когда ассистент Бетховена потом глянул на результат, то спросил что-то типа — а кто это? Образ, тем не менее, прижился. Отлил памятник из бронзы нюрнбергский мастер Якоб Даниэль Бургшмит (Jakob Daniel Burgschmiet).
Памятник Бетховену
Первый концерт в честь открытия статуи был устроен 10 августа 1945 года. 12 августа, сразу после открытия памятника, Лист дирижировал во время исполнения Пятой Симфонии Бетховена, буквально отпихнув от пульта Берлиоза, а вечером состоялся фейерверк. Закончились торжества четырёхчасовым концертом 13 августа и грандиозной ночной пьянкой в отеле Der Stern, где в присутствии 550 уважаемых лиц Лола Монтес (Lola Montez, ирландская актриса и танцовщица, фаворитка баварского короля Людвига I) принялась танцевать на столе и приставать к Листу… В общем, было весело. Настолько, что церемония открытия статуи Бетховена положила начало традиционным Бетховенским фестивалям в городе. Вот только Листа на них больше почему-то не приглашали… Известен анекдот о «посмертной неучтивости» Бетховена: когда с памятника упало покрывало, все поняли, что бронзовый композитор стоит спиной к балкону княжеского дворца, на котором стояли знатные гости, в том числе — прусский король Фридрих Вильгельм IV (Friedrich Wilhelm IV), британская королева Виктория, принц Альберт, композитор Гектор Берлиоз и другие ответственные лица.
Но основании памятника аллегорические представлены различные типы музыки, котрую сочинял Бетховен. На лицевой стороне «фантастическая музыка» с персонажами из греческой мифологии; левая панель — «духовная музыка» в образе Святой Цецилии, покровительницы церковной музыки; сзади «симфоническая музыка», а ангелочки тут символизируют четыре традиционые части этого музыкального произведения; справа женская фигура с театральной маской на коленях олицетворяет «драматическую музыку».
Во вторую мировую войну памятник пережил бомбардировки и устоял, несмотря на грандиозные разрушения вокруг…