Aachener Dom, Aachener Münster
Ахенский собор — 1200 лет яркой истории.
Ахенский собор (Aachener Dom, Aachener Münster) — кафедральный собор епархии Ахена, которой за 1200 лет своей яркой истории успел стать усыпальницей Карла Великого (814) и Оттона III (1002), имперским собором (Kaiserdom), местом коронации германских королей (35 правителей — от Людовика Благочестивого до Фердинанда I) и императоров Священной Римской империи (с 936 по 1531), хранилищем величайших христианских реликвий, центром паломничества верующих всего мира (начиная с 1349 года, теперь каждые 7 лет), уникальным памятником архитектуры Каролингского возрождения, одним из первых 12 мировых объектов и первым историческим памятником Германии, включённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1978).
История Ахенского собора началась с того, что в 795 году во время строительства в Ахене своего грандиозного королевского пфальца (дворца) легендарный король франков Карл Великий заложил первый камень в основание одной из важнейших его частей — Дворцовой капеллы (Cappella Palatina, Pfalzkapelle), получившей название «Октагон». Строительство продлилось почти 10 лет, и в 805 году капелла, которая призвана была стать «подобием Небесного Иерусалима, символизирующим единение земного и небесного», была освящена папой Львом III во имя Девы Марии. Изначально она соединялась с основным зданием дворца длинной крытой галереей, а после разрушения королевского пфальца стала основой готического Ахенского собора.
Дворцовая капелла (Ахенский собор)
Главной отличительной чертой имперских соборов, первым из которых стал собор в Ахене, является наличие двух хоров в начале и конце церковного нефа. Дополнительные хоры на втором этаже назывались Хохмюнстер и предназначались для императора и его семьи. Таким образом имперская власть ставилась на один уровень с властью Бога.
Верхняя галерея Ахенской капеллы, на которую вели мощные винтовые лестницы, проложенные в толще массивных стен истворка, тоже была исключительно королевским, а позже императорским пространством, выполнявшим по совместительству роль тронного зала. Здесь император проводил государственные советы и принимал почётных гостей. Тут размещался Главный алтарь и именно сюда выходила крытая галерея, которая объединяла церковь с королевским дворцом.
На галерее второго этажа был установлен трон из старого античного мрамора, по некоторым данным, вывезенного из храма Гроба Господня в Иерусалиме. Это довольно высокое массивное кресло было создано по образу и подобию трона библейского царя Соломона с его 6-ю ступенями. Хотя в ахенском варианте престол не был декорирован ни золотом, ни многочисленными фигурами птиц и зверей. Некогда белый, а теперь потемневший от времени трон выглядит сурово и лаконично — просто стоящие на постаменте пять мраморных плит скрепленных бронзовыми скобами. Однако, это не помешало ему в течение 600 лет участвовать в коронации 35 германских королей, подчёркивая их статус «наследников библейских царей».
Трон из старого античного мрамора
Карл Великий умер в 814 году, и выстроенная им часовня естественным образом стала его усыпальницей. Согласно отчёту Эйнхарда (руководитель Палатинской академии при дворе Карла Великого) император был захоронен в капелле, а над могилой была размещена позолоченная доска с надписью: «Здесь покоится тело Карла, великого и правоверного императора, который со славой расширил пределы государства франков и счастливо управлял им в течение сорока семи лет». Но после того, как около 881 года в этих краях похозяйничали норманны, следы захоронения первого императора Западной Римской империи таинственно затерялись.
Поисками могилы занялись только 200 лет спустя. В 1000 году мечтающий стать приемником Карла Великого 20-летний германский император Оттон III, приказал найти гробницу своего кумира. А когда она была найдена, «под мраморным троном в западном портале капеллы Св. Марии, он распорядился вскрыть гроб и взял из него золотой нашейный крест, а также кусочки ещё не истлевшей одежды боготворимого им императора» (Хроника Титмора).
Это экстраординарное событие, которое, мягко говоря, вызвало неоднозначную реакцию современников, было описано ещё двумя монахами, один из которых записал его со слов графа Отто из Ломелло: «Мы вошли к Королю (Charles) и обнаружили его не лежащим, наподобие других мёртвых тел, а сидящим на стуле как если бы он был живой. На нем была золотая корона, в руках он держал скипетр» (Хроника Новалеса). Как бы там ни было на самом деле, но найденные в гробнице останки больше уже не терялись. Теперь их поместили в резной мраморный саркофаг Прозерпины (II век, Рим, сейчас он хранится в Сокровищнице собора), а в центре капеллы положили плиту с надписью «Carolo Magno».